Севмаш

Севмаш

  • Автор записи:
  • Рубрика записиКомпании

Полное название: «Производственное объединение «Севмаш» ОАО
Страна: Россия
Город: Северодвинск, Архангельская обл.
Год основания: 1939
Компания-владелец: «Объединенная судостроительная корпорация» ОАО

ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (входит в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») является крупнейшим в России судостроительным комплексом и единственной верфью в стране, главная задача которой – строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений.

История ОАО «ПО «Севмаш» официально началась 21 декабря 1939 года в день закладки на территории нового судостроительного завода в Северодвинске (Россия, Архангельская область) первого корабля — линкора «Советская Белоруссия». Созданный для постройки крупных кораблей – линкоров и крейсеров – завод в годы войны приступил к строительству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских, также обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонт судов, доставлявших Северным морским путем грузы союзников.

К середине 1950-х на верфи были сданы ВМФ 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. 24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627 — «Ленинский комсомол». Всего на стапелях Севмаша было построено 13 АПЛ этого проекта. С 1967 года по 1972 год на заводе было построено 24 атомных ракетоносца второго поколения проекта 667А, а в 1972-1974 годах — 10 АПЛ проекта 667Б с 12 межконтинентальными баллистическими ракетами. В 1976 году в состав флота начали поступать подводные ракетоносцы проекта 667БДР, а в 1984-ом 667БДРМ, вооруженные 16 морскими ракетами с разделяющимися головными частями.

Читайте также:  Seaswirl

В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов. В середине 70-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия для постройки АПЛ третьего поколения, первая из которых была закончена в 1980 году. АПЛ проекта 949 была вооруженна 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Год спустя вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 (сейчас крейсер «Дмитрий Донской») с ракетным комплексом «Тайфун». Эта АПЛ занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 80-90-х годах построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971.

Всего Севмаш сдал Военно-Морскому Флоту 130 атомных подводных лодок. Труд коллектива получил достойную оценку: среди корабелов 16 Героев Социалистического Труда, 1 Герой РФ, большая группа работников удостоена высоких наград.

Сейчас предприятие строит атомоходы нового поколения с баллистическими ракетами. Головной атомный подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий» был передан Военно-морскому флоту России 10 января 2013 года, первый серийный «Александр Невский» — 23 ноября 2013 года. Испытания проходят АПЛ «Северодвинск» и АПК «Владимир Мономах», выведенный из цеха в конце декабря 2012 года. На стапелях возводятся АПЛ «Казань», заложенная в июле 2009, АПК «Князь Владимир» и АПЛ «Новосибирск». На акватории предприятия проходит ремонт тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442.

В рамках военно-технического сотрудничества завершен ремонт и модернизация тяжелого авианесущего крейсера (бывший российский ТАВКр «Адмирал Горшков») в современный авианосец. Торжественная церемония передачи корабля проекта 11430 «Викрамадитья» состоялась 16 ноября 2013 года.

Читайте также:  Silver

Приоритет в выпуске гражданской продукции отдан проектам освоения месторождений нефти и газа на шельфе Арктики. Завершается строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» по заказу ОАО «Газпром». В августе 2011 года МЛСП установлена на точке в Печорском море. В настоящее время на платформе проводятся работы по наладке механизмов и подготовке к началу бурения. В 2007-2008 гг. зарубежному заказчику переданы две морские полупогружные платформы MOSS CS50, на которых может размещаться буровое, энергетическое и другое оборудование. Ведется подготовка к созданию крупных инженерных объектов для разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море.

Специалисты Севмаша также участвуют в обустройстве наземных месторождений российского Севера – изготовлении производственных и жилых модулей, производстве оборудования для добычи нефти, обследовании нефтегазопроводов и других объектов.

Гражданское судостроение является неотъемлемой частью производства Севмаша. С 1990 года на предприятии построено более 100 гражданских судов различного класса и назначения (буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы). Изготовлено уникальное оборудование для единственной в стране Кислогубской приливной электростанции — наплавной энергоблок, оснащенный орготогональной гидротурбиной. Продолжаются проектные работы для строительства других гидроагрегатов. Предприятие  производит изделия судового машиностроения, оборудование для энергетической, металлургической, химической и других отраслей промышленности. Машиностроители завода освоили высокотехнологичную продукцию для атомной отрасли – транспортно-упаковочные контейнеры для отработавшего ядерного топлива подводных лодок, ледоколов и АЭС.

Масштабные производственные мощности, наукоемкие технологии, высококвалифицированные кадры, сертифицированная по международным стандартам система качества позволяют Севмашу эффективно работать в различных направлениях деятельности. Крупнейшая российская верфь открыта для сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами в судостроении, атомной энергетике, создании морской техники, производстве сложнейшей продукции машиностроения, оборудования для нефтегазовой отрасли.